Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 16 июня 2011 г.

Живые камни возопиют 1


                                                         Что такое авторитаризм?

             АВТОРИТАРИЗМ (от лат . auctoritas - власть), система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.  (Большой Энциклопедический Словарь)
             Авторитаризм делится на две категории – это установленная система власти и личная диктатура. Мы живём в мире, где есть своя культура, установленные законы и традиции. И как бы мы этого не хотели, все, что есть в мире, проецируется и в Церкви. С момента первого церковного установления и по сей день, мы видим то, что видим – Церковь в том проявлении разнообразия, в каком она существует сейчас. Все эти правила, уставы, традиции в каждой конфессии и деноминации представляются как единственно правильные и библейски обоснованные. Господь Иисус Христос не давал никаких установок по устройству Церкви, Он говорил об отношениях в ней. Апостолы в своих посланиях давали общие пожелания, каким следует быть служителям. В остальном приходится догадываться, какая все-таки была первоапостольская Церковь.
            Основное устройство Церкви в том её многообразии складывалось исторически. Методом проб и ошибок с влиянием той субкультуры местности, в которой ставилась та или иная община. Конечно, старались подойти к устройству церкви в меру своего понимания и толкования Библии. В итоге, мы получаем исторически сложившуюся структуру и служение в Церкви во всех её конфессиях. Ещё с первых шагов, если глянуть вглубь веков, в первые столетия, стали проявляться личности, желающие властвовать. Ещё Иоанн писал: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви». (3Иоан.1:9-11). В дальнейшем мы видим постоянное противостояние между различными церквями, епископами или школами. Каждый город пытался доказать свою апостольскую преемственность, чтобы на этом основании утвердить своё главенство над остальными общинами, или доказать свою самостоятельность и право двигаться самим. Римские епископы, а в дальнейшем Папы, основываясь  на собственном понимании преемственности от Апостола Петра, постоянно пытаются утвердить своё превосходство над всем христианским миром. Противостояние двух школ, Александрийской школы и Антиохийской в установлении доктрин, тоже было основано на том, кто всё-таки главнее.  Разделение Церкви на Западную церковь с её аскетизмом и практичностью в богослужении, и Восточную с её пышностью и умудрённостью в учении, явно не способствовало к объединению. И каждая сторона утверждала о своей истинности, исключительности и верховном положении. В течение многих веков мы можем наблюдать множество епископов, Пап и лидеров, стремящихся утвердить свою собственную власть над умами и сердцами христиан. И вот от всей этой совокупности, мы имеем те традиции и установленные системы церкви, которые для нас кажутся единственно правильными и основанными на Писании.
              Что такое традиция? ТРАДИЦИЯ (от лат . traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. (Большой Энциклопедический Словарь) 
              Это любое действие или положение вещей, которое в течение некоторого времени было принято и установлено. Это то, к чему привыкли, чему следуют и исполняют. Традицией может быть что угодно, как ужин всей семьи вечером вместе или молитва перед сном вместе с детьми. Когда то это было установлено патриархом семьи и потом передавалось из поколения в поколение. (Иеремия 35-6:10) В церковной жизни это мог быть принят определённый устав, в то время необходимый, а в дальнейшем, через несколько поколений, применяемый как самое правильное священнодействие, освящённое и утверждённое самим Богом.  Потомки, наученные этому уставу и не ведающие о том, почему это появилось, следуют правилу самозабвенно и преданно. Есть хороший пример о том, что такое традиция. Учёные проводили эксперименты с обезьянами, приучая их к определённым реакциям. При кормлении бананами, они поливали холодной водой обезьян. Те быстро поняли, что при появлении банана будет холодный душ, и перестали подходить к банану. Когда группа обезьян научилась реагировать на действия учёных правильно, к ним подсаживали новую обезьяну. Та не знала, как себя вести, и другие обезьяны научили её правильно реагировать. Постепенно в клетке поменялись все обезьяны, а учёные перестали поливать их холодной водой, но реакция на появление банана осталась. Вскоре в клетке не осталось ни одной обезьяны, помнившей о холодной воде, но обезьяны всё равно реагировали на появление банана правильно и учили так поступать новых обезьян. Это классический пример традиции. Как правило,  мы не помним, откуда взялись установленные правила в Церкви, но мы преданно следуем им и яростно защищаем, если возникает опасность для наших традиций. Каждый из нас помнит, как нас учили о том, что Бог установил в Церкви теократическое правление. Как появилось понятие теократии в Церкви, больше знают историки, но то, чего не было в самом начале, так это именно той теократии, которую мы имеем сейчас. 
            ТЕОКРАТИЯ (от греч . theos - бог и ...кратия), форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозной  главой.  (Большой Энциклопедический Словарь) 
           ТЕОКРАТИЯ, - и, ж. Форма правления, при которой глава духовенства, церкви является главой государства. (Словарь Ожегова)
            В большинстве церковных общин установлен такой порядок правления: глава Церкви -  Христос, «наместником»,  то есть во главе самой общины или движения и деноминации стоит лидер (Папа, епископ, пресвитер, старший пастор или пастор, в зависимости от деноминации). Потом следуют служители среднего звена (зональные  и районные пасторы, кураторы, сотники, проповедники). Дальше следует меньший командный состав (дьяконы, лидеры служений и домашних групп и их помощники). И, наконец, основание пирамиды – паства, или миряне. Итак, мы имеем вертикаль власти, пирамиду, сверху вниз. Пастор правит, передаёт приказы и поручения своим младшим пасторам, те передают своим сотникам и дальше до самого низа. Получается, что мы имеем самую настоящую абсолютную монархию в Церкви.
          МОНАРХИЯ - государство, главой которого является монарх. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. н. конституционную) монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом. В современную эпоху существуют государства с конституционной монархией (напр., Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция). В некоторых странах глава государства является одновременно религиозным главой. (Большой Энциклопедический Словарь) 
             Давайте подведём небольшой итог  того, что имеем. Абсолютная монархия с теократическим правлением, где светская власть соединяется с религиозной властью в одних руках, основанная на древних традициях – это предпосылка авторитарного деспотичного правления. Если правитель хороший, мудрый, с твёрдыми моральными устоями, то его правление может оказаться благом для всей страны и нации. Если нет – то это трагедия для всей страны и нации. А теперь давайте всё переведём на церковную систему. Лидер деноминации или движения, пастор церкви, в чьих руках сосредоточено духовное и административное правление, где присутствует абсолютизм власти, основанная на традициях данной деноминации – то это предпосылка чего? Если мы имеем пастора, духовного, глубоко смиренного перед Богом, с сердцем слуги, любящим своих овец, в то же время достаточно энергичного, хорошего администратора, отличного управляющего всем хозяйством церкви – то это благо для всей церкви. Вот только на моих руках пальцев намного больше, чем я смогу назвать таких пасторов. Много встречалось хороших администраторов и руководителей (управляющих) среди пасторов, но не с сердцем пастора. Ещё меньше,  единицы,  тех, кто имеет сердце не только пастора, но сердце пастора-слуги. Истинно смиренных пасторов, кротких пред Богом и людьми, любящих и заботящихся о своей пастве  так мало. И почему-то именно они не являются  администраторами.  Когда бразды правления сосредоточены в одних руках, есть очень большая вероятность того, что лидер может не справиться с той ответственностью, которую возложили на него. Ну не пастор он, или не управляющий – что с этим делать? Нужно делегировать власть и распределять обязанности и ответственность. Да, это хорошо, вот только на деле почему-то всё не так, потому что последнее слово остаётся все-таки за пастором. А это значит, что власть на самом деле не делегирована. Когда есть вот такая вертикаль власти, то есть большая опасность подпасть под влияние и руководство человека амбициозного и деспотичного. Про пирамиды и основание этих пирамид, мы ещё с вами поговорим ниже. Сейчас, здесь, я не берусь говорить, что все церкви с такой формой правления являются авторитарными, нет. Но они находятся в большой группе риска стать такими. Много признаков авторитаризма проявляется в церквях и это сильно тревожит. Много случаев превышения власти, перегибов правления. Много вообще некрасивых и не достойных звания христианина вещей происходит в церквях, и нет никакой защиты у простого верующего перед произволом вышестоящего руководства. И это не происходит в организациях и фирмах, где действует трудовое законодательство, а происходит в наших общинах, где должен царить Божий закон, закон любви и братолюбия. Послушайте, весь мир практически перешёл на демократический путь правления, там, где ещё осталась монархия, она имеет чисто номинальный характер. Может, термин демократии не для всех особо приятен, но если государство провозглашает свободу совести для каждого человека, где ты свободен в выборе, идти в ад или рай, где никто тебя не нагнетает и даёт возможность иметь право на труд, я думаю, вы хотели бы жить в такой стране. Каждый из нас хочет жить в таком мире, где есть свобода слова, где есть права человека. Мы хотим жить в свободном обществе, где наши права уважаются, и мы находимся под защитой государства. И только одно место в мире, где этих прав нет – это Церковь, застрявшая в теократическом правлении, где пирамида власти сильно напоминает могильный холмик с надгробным крестом. Вы уверены что Бог установил такую теократию? Вы уверены что критика и обличение с низов о неправомочных действиях пастора невозможна в церкви? Возможна ли реформа власти и система подотчетности пастора церкви? Как быть израненным и измученным служителям и верующим, которых неправедно хотят смирить под крепкую руку руководства? Какой должна быть Церковь? Это и многое другое мы рассмотрим с вами дальше. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий