Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 16 июня 2011 г.

Живые камни возопиют 11


Устройство церкви.

               Я не буду настаивать на том, что те церкви, где существует пирамидальная система, вертикаль власти, являются системами не по Слову Божьему. Каждый стоит перед своим Господом, каждый даст отчёт за свои действия. Я понимаю, что мои оппоненты, сторонники вертикали власти, найдут множество аргументов в пользу той системы, в которой они находятся. Я выражаю своё мнение, своё понимание и толкование. В начале книги я говорил, что все церковные устройства имеют скорее историческую основу. Протестантизм вышел из лона Католической церкви, где и существует пирамидальная система. Если раньше имели одного Папу Римского, то теперь имеем много пап, осуществляющих руководство общинами. Правомочность такого правления для меня сомнительна, ибо несёт в себе много рисков.
               Первый риск – это всё во власти и ответственности одного человека. Это как в поговорке: «и кузнец, и жнец и на дуде игрец». Я помню, как в одной церкви был небольшой кризис, и всё велось одним человеком,  пастором. Он полностью вёл один всё служение. Молился, играл и пел за музыкальным инструментом, он же собирал пожертвования, он же проповедовал, и он же встречал новообращённых. И это в церкви, где было более ста человек. Невозможно одному человеку нести в должном порядке множество обязанностей, чтобы что-то не пострадало. Доктор Джин Гетц, пастор, профессор богословия и писатель, утверждает, что у пастора есть три обязанности.  Это проповедь-учение, управление и пасторское попечение. Он сказал, что никогда не встречал пастора, который мог бы справляться одинаково хорошо со всеми тремя. Обычно справляются только с двумя из них. Риск в том, что обязанности, возложенные на пастора, не будут выполняться должным образом.
                Второй риск – это авторитаризм и личная диктатура. Власть, сосредоточенная в одних руках и подотчетность в одну сторону, снизу вверх, способствует возникновению неправильных взаимоотношений. Как мы уже разбирали выше, возникает гордость и высокомерие, элитарность и нетерпимость к свободомыслию. Из-за своих личных диктаторских наклонностей или, как продукт системы, в таких условиях пастор сам может попасть в ловушку данного риска. Отсутствие отчётности перед паствой, отсутствие прозрачности в действиях руководства церковью влекут за собой много вопросов, на которые паства не сможет получить ответ.
                Третий риск – это личная нечистота и греховность пастора. Когда вся власть и вообще всё зациклено на одном человеке, при его падении несёт поражение вся церковь. Он был в глазах паствы «светочем», объектом для подражания и восхищения. И, когда его замечают в неблаговидных поступках, для всех, как шок, как будто цунами прошло по церкви. Чаще всего, его даже заменить некем, потому что при таком правлении редко вырастают самостоятельные творческие личности, способные подхватить бразды правления. В основном имеется вышколенная команда исполнителей, не способная к самостоятельному принятию решений.
                Естественно, отвергая какую-то систему, я должен предложить что-то взамен. То, что я предлагаю, на мой взгляд, кажется больше приближённым к Слову Божьему, не лишено здравого смыла, избавлено в какой-то мере от рисков, описанных выше. Я не предлагаю чего-то нового, такие же похожие системы используются многими баптистскими и пятидесятническими общинами. В той или другой форме, с различными вариациями, но они имеют одно общее – это линейная система управления. То, что я предлагаю, похожую систему, мне рассказал знакомый баптистский пастор одной Крымской церкви.
                 Так как основание у нас может быть только одно, Иисус Христос, то и я ставлю основанием церкви Христа. И не просто основанием, но и центральной фигурой, ибо всё к Нему и от Него. Он - центр всего, начиная от наших сердец и, заканчивая вселенной. Духовное и административное управление важно разделить, чтобы не было нерадения в исполнении вверенных служений. Основным руководящим органом церкви являются старейшины (пресвитеры). Они осуществляют контроль над исполнением административной и духовной властью. Значит, в нашей диаграмме старейшины стоят по правую и левую стороны от центра. Из их среды избирается пастор, который несёт ответственность за духовное состояние церкви, это правая сторона. С левой стороны директор церкви, несущий ответственность за всю административную и хозяйственную деятельность церкви.  
                Ответственность пастора. В ответственности пастора всё духовное попечение и руководство церковью. Он определяет видение и направление, куда двигается церковь. Он осуществляет пасторское попечение, заботу и Божью любовь для паствы. В отношении учения и проповеди, работы отделов и служений, старейшины находятся в подчинении у пастора. Из их среды могут быть начальники отделов, могут быть учители и евангелисты. Для осуществления духовной работы церкви старейшины и паства находятся в послушании перед пастором. В то же время пастор имеет отчётность перед старейшинами за исполнение своих непосредственных обязанностей. Если есть нерадивость, или упадок духовного состояния церкви, то старейшины имеют право отпустить пастора на отдых, или просто заменить другим из своей среды. Я не говорю о других тяжёлых проступках, как грех, диктатура и ересь. Совет старейшин не должен допускать развития этих грехов, чтобы церковь не была поражённой. В ответственности пастора находится вся структура церкви, направленная на духовное развитие церкви. Это команда младших пасторов, сотников, лидеров и помощников лидеров. Как вы развиваете эту структуру – всё это на ваше усмотрение.
                Ответственность  директора церкви. В попечении директора находится вся административная, хозяйственная и финансовая деятельность церкви. Директор может быть избран,  как из среды старейшин, так и из среды дьяконов по своим личным качествам и профессиональным способностям.  Как бы ни проповедовалось о дьяконах, как духовных слугах, я, возможно, в силу своей религиозности, не могу воспринять это. Для меня это люди, поставленные в церкви для служения нуждам общины. Они являют собой служение попечения о столах, то есть о физических нуждах церкви. В ответственности директора находятся такие отделы, как бухгалтерия, реабилитационные центры, штат дьяконов в службе вспоможения и забота о состоянии здания и других хозяйственных объектов. Директор подчиняется только старейшинам. Им даёт отчёт о своей деятельности, о расходах финансов и т.д. Пастор не имеет никакого отношения к финансам церкви, чтобы при возникших вопросах не пострадало его имя. В случае, если директор не справляется со своими обязанностями, то совет старейшин просто заменяет его.
              Ответственность старейшин. Старейшины несут на себе общий контроль над всей деятельностью церкви. Они принимают отчёт от пастора и директора, в то же время, неся перед ними отчёт за свои принятые решения. Совет старейшин имеет право на решение важных и сложных решений коллегиально, при участии пастора или директора. Рекомендовано собираться совету не реже одного раза в квартал, но не чаще одного раза в месяц. Старейшины должны иметь отчётность перед членами церкви, где оглашаются итоги работы и пастора и директора церкви. Главное – это финансовая прозрачность в расходовании пожертвованных средств. Также могут возникнуть очень сложные вопросы, в которых возможно принятие решения всеми членами церкви. Такие встречи должны проходить не реже одного раза в год. В остальном, только в случае экстренной необходимости.
               Ответственность  паствы. Здесь стоит вопрос членства церкви. В разных общинах есть разный порядок членства, но всё определяется уставом данной общины. Если прихожанин решил стать членом поместной церкви, то, значит, он согласился с правилами и положениями данной церкви. Если он выбрал быть в послушании церковному руководству, то он обязан быть активным участником, в меру своих возможностей и способностей, в своей церкви. Чем это для него чревато? Верующий прихожанин несёт ответственность за порученное ему служение и должен быть готов дать отчёт в своих действиях своему пастору. Также он имеет право потребовать получить ответы на возникшие у него вопросы в отношении действий церковного руководства. Всё это может происходить во время членских собраний. Также в некоторых общинах практикуются братские собрания, которые происходят чаще, чем членские.
                  Почему я не остановился на коллегиальном решении вопросов? В той схеме, которую я для вас написал, общее руководство по основным вопросам ложится на плечи пастора и директора церкви, у каждого в своей области. Также важные вопросы: планирование распределения финансов на год, проведение плановых мероприятий и праздников, запланированные встречи гостей и проповедников и т.д., остаются правом решения старейшин. Это принимается коллегиально. И во время проведения членских собраний, когда есть важные вопросы, которые нельзя решить без всех членов церкви, тоже решаются сообща. Если поместная церковь решит для себя всё решать коллегиально, то это чревато тем, что никакой вопрос не будет решён никогда. Опыт таких церквей показывает, что количество скандалов при обсуждении вопросов слишком велик. Собираться всем по самому незначительному вопросу - выматывает всех, потому что при таком раскладе быстро собрания не заканчиваются. Я думаю, членам поместной церкви стоит доверять принятие решения  своим пастору и старейшинам.
                 Почему я больше применяю слово старейшины, а не пресвитеры, это, чтобы не возникло преткновения в названиях. Старейшины существуют в большинстве поместных церквей, а должность пресвитеров используют не все. В некоторых церквях пастор занимает главенствующее положение, а пресвитеры составляют подчинённое положение на уровне сотников и лидеров. Каждый может использовать названия, должности и саны на своё усмотрение и в меру своего толкования Писания. Может существовать совет церкви, состоящий из сотников, лидеров. Дьяконы в некоторых церквях несут нагрузку духовных лидеров, а не должность в хозяйственной структуре церкви.
                 Ещё одна проблема, которая возникает в церкви. Это жёны пасторов и члены их семей. Ни для кого не является секретом то, что в пирамидальной системе устройства церкви, жёны пасторов занимают одинаковое положение со своим мужем. В некоторых церквях их называют пасторами, хотя таковой супруга не является. Возникает несколько крайностей. Активная, волевая жена начинает доминировать над своим более мягким мужем и практически забирать управление церковью у своего мужа. Я был в такой церкви и могу засвидетельствовать, ни к чему хорошему это не приводит. В большинстве случаев, от симпатии или не симпатии жены пастора зависит ваше продвижение в служении. Я понимаю, что жена дана нам, как помощница, и это замечательно, когда супруги вместе служат, поддерживая друг друга. Но временами те почести и тот статус, который получает жена пастора, просто не заслужен. Есть и другая крайность, жена пастора может быть просто прекрасной домохозяйкой, заботящаяся о своём муже и детях. Она просто не приспособлена быть лидером, но её тащат туда, потому что у всех вокруг супруги лидеры, а моя - нет. С членами семей та же проблема, их дети начинают занимать ключевые позиции в служениях, не имея к этому способностей. Я не являюсь тем, кто запрещает служить и занимать ключевые позиции в церкви женщинам. И даже не собираюсь на эту тему спорить. Я знаю мнение консервативных в этом отношении общин, я уважаю их мнение, но сам считаю, что женщины имеют равные перед мужчинами права перед Богом в служении. Так вот, в отношении жён пасторов и их детей. Они имеют равные возможности достигать высот в служении, как и все остальные прихожане, на равных правах. Я знаю несколько семей пасторов, у которых  их жёны не соответствуют тому уровню, который занимают. И считаю неприемлемым, когда пасторы лоббируют продвижение своих спутниц жизни по служебной лестнице в обход общих правил. Я считаю свою супругу сильным лидером, которая может много сделать для Господа. В то же время, она замечательная хозяйка и мать. И если её служение не будет мешать её обязанностям в семье, я буду только рад видеть её рядом с собой в служении, но только не как жену пастора, а как служителя, самостоятельно достигшей своего положения в церкви. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий